Перспективы применения поморского коча

Сегодня немногие россияне знают о существовании в нашей стране допетровского мореплавания и столь же немногие имеют развернутое представление об истории становлении России в ее современных географических границах в Арктике.

Коч являлся основным инструментом, благодаря которому Россия в XVII в. приобрела и закрепила за собой Арктические территории.

Деревянный коч был прекрасно приспособлен для плавания в ледовых морях. Водоизмещение этого небольшого судна не превышало 60 тонн, что позволяло поморам при необходимости перетаскивать коч волоком через толстые ледовые перемычки. Коч был снабжен специальной ледовой обшивкой, но самое главное — форма его корпуса надежно предохраняла от ледового сжатия, гибельно- го для судна иной конструкции. Обычно коч строился с одной стационарной мачтой, однако при хорошем ветре поморы дополнительно устанавливали одну-две съемные мачты.

Поморский коч

Для смешанного плавания «река — море» строились малые кочи грузоподъемностью 500—1600 пудов, а для дальних морских по- ходов — до 2500 пудов. На каждое судно расходовали: несколько тысяч металлических скоб, на один парус — 600 аршин холста, 845 саженей веревок и 2 павозка. Каждое судно имело два якоря по четыре с половиной пуда каждый, еще были и легкие — двухпудовые — якоря.

Создав судно ледового плавания, поморы активно осваивают северные моря и земли. Об их опыте свидетельствует обширный словарь ледовых терминов, которые сегодня широко используются в гидрографии. Возьмем, к примеру, современную классификацию льдов: блинчатый лед, склянка, молодик, нилас, шуга, снежура, ледяной заберег, несяк, пак, припай и т. д. О близости полярных льдов можно судить по «ледяному небу», над полыньей или водным пространством наблюдается «водяное небо». Все термины русские.

Построенное судно может использоваться:

  • для проведения историко-географических и патриотических экспедиций в Западной Арктике от Мурманска до Таймыра,
  • при проведении экологических проектов по очистке Арктики с помощью волонтерских групп.
  • при прохождении морской практики учащихся учебных заведений
  • при посещении лицензионных участков нефтегазо-добывающих компаний,
  • во время проведения событийных мероприятий в прибрежных городах Арктики, к примеру:

Поморский коч возможно использовать как деревянное немагнитное судно, установив на коч необходимое оборудование и организовав лабораторию в корпусе судна для реализации природоохранные проектов по целому ряду направлений:

  • оценка масштабов загрязнения территорий Арктики в результате хозяйственной деятельности человека при освоении Арктики во времена СССР,
  • оценка накопленного экологического ущерба в труднодоступных и удаленных островных территориях лицензионных участков, с привлечением российских специалистов в области геологии, химии, биологии, географии и выработкой рекомендаций в определении необходимого объёма работ по ликвидации загрязнений и рекультивации арктических грунтов
  • проекты по изучению и спутниковому мечению морских животных на лицензионных участках,
  • отслеживание морских млекопитающих лежбище моржей, изучение миграций и лежбищ тюленей,
  • организации экспедиций по изучению и сохранению белого медведя, атлантического моржа, дикого северного оленя и белой чайки – животных являющихся биологическими индикаторами устойчивости морских экосистем арктической зоны
  • проведение морских геохимических исследований на лицензионных участках
  • проведение работ по экологическому мониторингу морской экосистемы лицензионных участков
  • проведении фонового мониторинга и эколого-рыбохозяйственного картирования на лицензионных участках
  • выполнение комплекса гидрологических и метеорологических работ на лицензионных участках.

Поморский коч наших размерений может нести на себе мощные надувные лодки с подвесными моторами, а также проходимый квадроцикл для высадки ученых и исследователей на труднодоступные территории и механизированно двигаться по суше.

Мультипликативных эффект строительства головного судна верфи традиционного деревянного судостроения в Архангельске должен привести к строительству ещё 2-4 судов туристического, экспедиционного и природоохранного назначения на данной верфи в интересах туристических компаний и научных и образовательных организаций.